Есть что вспомнить
Aug. 7th, 2011 10:23 pm"Деревня, в которой мы сняли квартиру, расположена всего в пяти километрах от Шамбора – одного из многих и многих замков долины Луары, которых там натыкано как грибов на Белом море, и одного из десяти самых известных и знаменитых. «Маленькая деревушка», как назвал ее в письме наш хозяин, когда я обговаривала с ним детали, поразила нас своей основательностью и солидностью. И не то, чтобы она оказалась большой, нет – одна главная и несколько боковых улочек. Видимо, не в размерах кроется секрет и источник чувства собственного достоинства. А от деревушки им просто-таки веяло. Там есть все, что необходимо человеку для комфортного и достойного существования – магазины, аптека, мэрия, булочная (булочная во Франции – это не просто магазин, это больше чем магазин, потому что хлеб во Франции это один из трех ее столпов, одна из трех ее главных святынь (два других – сыр и вино ). И конечно же церковь! Это обязательно. Каждое поселение больше двух домов должно иметь собственную церковь. Вообще все там отличается основательностью и солидностью – замки и деревенские дома, прочно стоящие на земле, ухоженные дороги, огромные вычищенные парки...
Квартира наша оказалась домиком на заднем дворе хозяйского. Раньше это, скорее всего, была хозяйственная постройка, которую переделали под жилье. На первом и единственном этаже – одна большая, но очень уютная комната – гостиная с кухонным углом, с камином, который нам разрешили топить (!) (они там на каминах просто помешаны, в замках камины просто возведены в предмет культа и поклонения, я фотографировала их все подряд и теперь подумываю объединить их на одном листе и сделать постер). А на чердаке – спальня, тоже очень уютная несмотря на то, что матрасы были положены прямо на пол (и слава богу, мы и так постоянно бились головой о потолок). В квартире было все необходимые мелочи: постельное белье и полотенца, что очень необычно для французских квартир выходного дня – обычно белье надо везти с собой; отличная и в изобилии посуда, нормальные ножи; моющие средства и мочалки для посуды, которые иногда бывают, а иногда не бывают в немецких и австрийских квартирах; а также соль, сахар, кофе и фильтры для кофеварки! чего вообще никогда не бывает в немецких и австрийских квартирах. Больше всего меня умилила мука и толстенная поваренная книга на французском языке про королевскую кухню долины Луары. Из гостиной был выход в крошечный садик, который заканчивается берегом тихой речушки, такой медленной, что иногда не понятно, в какую сторону она течет. Через пять минут после приезда мы стояли на берегу, кормили уток остатками хлеба из дорожных припасов, смотрели на тихую воду, на противоположный очень близкий берег, на верхушки огромных деревьев, освещенный заходящим солнцем и на нас снизошла такая благодать, что мы поняли, что только ради этого момента стоило проделать длинный путь, стоило хотя бы ради того, чтобы увидеть это чудесное место."
Хозяин, месье Лафон, оказался совершенно чудным дядечкой. Он нам даже вернул полтинник, потому что мы бронировали квартиру на четверых, а приехали втроем (Антон тогда первый раз проявил взрослость и отказался ехать с нами, что было ужасно обидно). И еще потому, что мы не только приехали без одного ребенка, но и привезли второго - поломанного. Во время предыдущих, зимних каникул Алеша сломал ногу. Месье Лафон очень нам сочувствовал и, видимо, проникся нашей самоотверженностью.
Стали вчера вспоминать, сколько и каких замков мы посмотрели.
"Всего мы посмотрели семь замков (а не «сэм-восэм», как Леша в сочинении написал). Впечатлений масса. Основное – первый раз не захотелось разочарованно скривиться и сказать: « Ну-у-у, у нас и получше есть». Впечатлили, конечно, парки. Огромные, ухоженные, то строгие английские, засаженные цветами, то прикидывающиеся лесом (вокруг Шамбора лесопарк размером с половину нынешнего Парижа, раньше в нем охотились короли, теперь – президент Франции). Камины, о которых я уже говорила. Почему-то произвело впечатление то, что многие замки до сих пор находятся в частной собственности и туристический бизнес в таких замках – личное дело хозяина (надо отметить, что в частных замках он налажен гораздо лучше, чем в государственных – и брошюрки и аудиогиды на русском, и указатели на английском и никаких модернистских украшательств, которые попались нам в государственных). Про то, что истории замков производят впечатление, я уже не говорю. Большинство было серьезно повреждено во времена французской революции, а хозяева казнены, а уцелевший Шенонсо уцелел благодаря тому, что крестьяне (крепостные) очень любили свою тогдашнюю хозяйку и не только спасли ее от казни, но и замок от разрушения. Оказывается, все в этом мире уже было до нас. Хотя, справедливости ради надо сказать, что Шинон, в котором Жанна д´Арк среди огромной толпы придворных узнала будущего короля Карла, начал разрушать еще кардинал Ришелье, бывший одно время его владельцем. Мы теперь Ришелье зовем варваром и когда смотрим фильм «Три мушкетера», вопрошаем его: «Ты почто Шинон разрушил?» То, что везде можно фотографировать и фотографировать со вспышкой. Ну и конечно эти бесконечные лестницы – широкие и узкие, винтовые и прямые, по которым мы как два папы Карло таскали свое чадушко на коляске. Натаскались!.. В замки, конечно, надо ездить со здоровыми детьми. Не только из-за родительских радикулитов, но и из-за самого чада. Сколько там было возможностей полазить по закуткам и погребкам, по узким лестницам на башни! А наш ребенок был всего этого лишен."
Итак, мы посмотрели семь замков: Chambord (Шамбор)
Лестница Леонардо
Chenonseau (Шенонсо)
Камин, один из многих и многих
Chinon (Шинон) (поскольку Ришелье его почти разрушил, изображений самого замка не получилось)
Зато там есть вот такая Богоматерь
Chaumont (Шамон) (в таком замке и без пистолета!)
Какой мальчик и всего лишь - витраж
А это - меню. Умели наши предки
Cheverny (Шеверни) - частный. Снаружи замок очень обычный, но внутри набит всякими гобеленами, тарелками и прочей древней утварью по самую крышу. Очень красивый парк. И огромная псарня. После осмотра мы пошли обедать в аутентичный французский ресторанчик.
В процессе изучения меню:
И они это едят?
Usse (Уссе)
Не оставил внятных впечатлений по причине огромного количества узких коридоров и винтовых лестниц, которые нас к тому моменту же порядком утомили.
Azey-le-Rideau (Азе-ле-Ридо)
И везде вино. Хуже, лучше, дешевле, дороже. Там мы первый раз попробовали вино с одного виноградника, но разных годов, и поняли, что "хороший год" - "плохой год" - это не понты.
Опять хочу... нет, не в Париж, в Париж совсем не хочу. Хочу на Луару, в Бургундию, к бескрайним виноградникам и розовым коровам, в Прованс, а еще лучше в Лангедок. В Бретань хочу, устрицы есть. В Аркашон хочу, в океанских волнах прыгать...
no subject
Date: 2013-11-29 12:12 pm (UTC)no subject
Date: 2013-11-29 02:22 pm (UTC)Ребенка было ужасно жалко. А себя еще жальче. С лифтами там дела обстоят очень плохо, поэтому приходилось таскать коляску с ребенком на себе. Там где пошире - проходили, но бывало, что приходилось искать обходные пути, потому что было совсем узко. Но, по крайней мере, никто не вопил "куды претесь".
no subject
Date: 2013-11-29 05:50 pm (UTC)no subject
Date: 2013-11-29 06:27 pm (UTC)no subject
Date: 2013-11-29 07:53 pm (UTC)